Права потребителей в сфере ЖКХ
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ДЕБЁССКИЙ РАЙОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
официальный сайт

Права потребителей в сфере ЖКХ

  • 25 августа 2022

    Закон РФ от 07.02.1992  №2300-1 «О  защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на  оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации  об услугах (работах), об их исполнителе.
            В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992  № 2300-1 «О  защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.  При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. 
    В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:
    безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
    соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
    безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
    возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
    Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В случае если коммунальные услуги оказаны вам ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято, Вам необходимо написать претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес управляющей организации, товарищества или кооператива. 
    Претензия составляется следующим образом: 
    - в правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название)
    - затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон); 
    - отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования); 
    -в конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;
         Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О  предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домах» содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг  (качественная вода, своевременный вывоз мусора и т. д.).
            Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и  их безопасность (статья 7 Закона РФ от 07.02.1992  № 2300-1 «О  защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее пользования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать  безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения  вреда имуществу потребителя, являются обязательными  (своевременный вывоз мусора, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т. д.).
            Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной  информации о себе и о предоставляемых услугах.
            Объем и перечень информации для потребителя определен  статьями 8, 9, 10  Закона РФ от 07.02.1992  № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домах.  
            В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домах  потребитель услуг ЖКХ имеет  право на:
      -  получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества;
      -  снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок; 
      - принятия решения об установке индивидуального, общего  (квартирного) или комнатного прибора учета;
      - получение от исполнителя сведений о правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;
      - требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с  перерывом, превышающим установленную продолжительность, а также морального вреда в  соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд. Такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.
              Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.     
             Основная часть контрольно-надзорных полномочий  за сферой ЖКХ передана Государственной жилищной инспекции.
             В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021года № 1670 Госжилинспекция осуществляет надзор за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в отношении жилищного фонда. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:
      - требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
      -   требований к формированию фондов капитального ремонта;
     - требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 
    - требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 
    -  правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
    -  правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 
    -  правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
    - требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    - требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
    - требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
    - требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
    К полномочиям Управления Роспотребнадзора в жилищной сфере относится: 
    - проведение проверок и привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение прав потребителей на информацию о жилищно-коммунальных услугах и их безопасность; (например в платежных документах);
    - обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг по материалам проверок Управления по государственному надзору Удмуртской Республики (жилищной инспекции), органов местного самоуправления;
    - вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства.





    Дата изменения: 25.08.2022 09:29:19

Возврат к списку