Прокурор разъясняет
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ДЕБЁССКИЙ РАЙОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
официальный сайт

Прокурор разъясняет

Потребительские права

Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи – приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям закона, создают угрозу обществу.
При этом российское законодательство о защите прав потребителей – одно из самых лояльных в мире (в одном ряду с законодательством, например, США) по отношению к потребителям.
   Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, неудовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно – убытков от экономических и административных санкций.
   Тем менее права потребителя нарушаются достаточно часто. Одним из наиболее частых нарушений является так называемое «навязывание» товаров, работ услуг. Речь идет, например, о тех случаях, когда продавец убеждает покупателя, что для приобретения одной вещи необходимо обязательно приобрести и другую.
   Потребители имеют право свободно приобретать именно те товары и услуги, которые им необходимы. Данное положение означает, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю исполнителя, – оказана по требованию потребителя. При этом выбор должен быть действительно свободным, без какого-либо принуждения прямого или косвенного, а поэтому не допускается условием приобретения одних товаров (работ, услуг) ставить условия приобретения других.
   Нарушение прав потребителя может выражаться и в выполнении дополнительных работ (услуг) для потребителя за плату без его согласия. Если потребитель не дал предварительного согласия на выполнение дополнительных работ (услуг) и отказался их принять после выполнения, он вправе отказаться от их оплаты, а если эти работы (услуги) оплачены, потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Другим нарушением прав потребителей могут быть условия, выдвигаемые продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) об оплате дополнительных услуг, которые продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан оказывать безвозмездно.
   В указанных случаях необходимо указывать продавцу на норму п.2 ст.16 Закона «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
   В развитие этого положения п. 3 ст. 16 Закона гласит, что продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Далее закрепляется право потребителя отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, право потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Таким образом, п. 2 и п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» являются одной из наиболее точно сформулированных предписаний и предоставляют потребителю надежный и понятный способ защиты его прав, который потребитель может использовать в самых разных ситуациях.

Дата изменения: 30.06.2014 17:03:58
Количество показов: 605

Возврат к списку